Светлое будущее Дмитрия Медведева
Ориентиры повышения качества жизни, которые определил Владимир Путин в инаугурационных указах, могут остаться на бумаге. Вчера премьер Дмитрий Медведев заявил, что улучшить социальную жизнь можно только при экономическом росте не менее 5% в год. Тогда как сегодня наша экономика явным образом замедляется до 2% в год и даже ниже. Нашируководители научились задавать правильные ориентиры и говорить правильные слова, но они пока не могут добиваться их реализации, говорят эксперты.
Вчера правительство заседало в расширенном составе. Обсуждались основные направления деятельности правительства до 2018 года. Первым выступил президент Владимир Путин, который подтвердил, что стратегия государства и ее приоритеты определены в серии инаугурационных указов, которые были подписаны в мае 2012 года. После этого с десятистраничным докладом о плане работы правительства выступил премьер Медведев.
Поскольку в его работе участвовал президент Владимир Путин, мероприятие из Белого дома было перенесено в Кремль. За столом в Екатерининском зале разместились 39 человек. Президент – во главе, по правую руку от него – премьер, по левую – первый вице-премьер Игорь Шувалов. Остальные вице-премьеры и министры расселись согласно протоколу. В числе приглашенных были восемь руководителей регионов, которым достались самые дальние от Путина места.
Председательствовал на заседании Путин. Президент выразил обеспокоенность ситуацией, сложившейся в отечественной экономике. «Если мы хотим быть конкурентоспособными, успешно решать социальные задачи, экономика России должна развиваться более быстрыми темпами, чем мировая. Вместе с тем последние два квартала наблюдается замедление отечественной экономики. Так, темпы роста промпроизводства в последние месяцы упали ниже 2% в годовом исчислении, одновременно снизился приток инвестиций в основной капитал», – констатировал он.
Реализовывать планы придется в непростых условиях, продолжил свою мысль глава государства. «Очевидно, что возврат к докризисной модели развития, докризисной модели роста невозможен. Это касается и России, да и мира в целом. Основными факторами, которые стимулируют экономику сегодня, остаются рост доходов населения и потребительские расходы», – сказал Путин. Он убежден, что для роста экономики сегодня этого уже недостаточно.
Идти другим путем в среднесрочной перспективе придется правительству Медведева. Десять страниц текста тезисов вместили в себя и экскурс в прошлое с ожидаемо положительной оценкой работы прежнего правительства, и искреннюю благодарность предшественникам за оставленное ими богатое наследство в виде достижений в социально-экономическом развитии России. Медведев по пунктам расписал приоритеты работы кабмина до 2018 года. Иногда он заглядывал и в более дальние перспективы.
В ответ на призыв Путина отказаться от старой модели экономического роста Медведев провозгласил «пятилетку эффективного развития», обязательным условием которой является экономический рост на уровне примерно 5% в год. Были названы и другие рубежи, которых, по мнению премьера, необходимо достичь – повысить в два раза объемы инвестиций, создать 25 млн. новых рабочих мест в высокотехнологичных секторах экономики, вернуть нашу страну в число мировых лидеров по производству сельхозпродукции, развивать инфраструктуру и повысить объем транспортных услуг и т.п.
Планы правительства в социальной политике должны быть сконцентрированы на продолжении пенсионной реформы, развитии образования и медицины. Социальную стабильность Медведев пообещал сохранить. И тогда к 2025 году население России может составить 145 млн. человек. Рост скромный – всего 2–3 млн. по сравнению с нынешними показателями, но важно, что будут опровергнуты пессимистические прогнозы о неизбежном сокращении численности россиян. В речи так часто и убежденно звучали «надо», «предстоит», «будет», что, казалось, премьер уже побывал в этом светлом завтра, в которое теперь зовет всех остальных.
Завершив выступление, Медведев вернулся – но не в будущее, а на свое нынешнее место. Первым обсуждать и оценивать доклад премьера пришлось региональным лидерам. Слово предоставили двоим. Тульский губернатор Владимир Груздев рассыпался в благодарностях за миллиардные контракты, которые в прошлом году достались оборонным предприятиям области. Глава Приморского края предложил запустить для поддержки сбыта продукции недавно открытого в регионе автозавода локальную программу утилизации старых праворульных машин.
Следующим пунктом повестки расширенного заседания правительства значились выступления в прениях министров. Путин кликнул добровольцев. Таковых не нашлось. Екатерининский зал Кремля погрузился в тишину подобно школьному классу после того, как учитель склоняется над журналом, выбирая, кому идти к доске. Пауза была непродолжительной – президент объявил свой список: первый – глава Минэкономразвития Андрей Белоусов, за ним – министр финансов Антон Силуанов.
В российском Центробанке готовы снижать инфляцию любыми средствами. Фото Льва Исраеляна (НГ-фото) |
Министры ответили коротко, ясно, а главное – оптимистично. Белоусов подтвердил, что экономика нуждается в модернизации и, хотя эта модернизация стоит «больших денег», задача в принципе выполнимая. Правда, не за пять, а за десять лет. Именно столько, по оценке министра, составляет один цикл полного обновления оборудования. Если сроки не сорвать, то вполне можно повысить производительность труда в России на 1,5–2%, ликвидировав тем самым нынешнее отставание от ведущих экономик мира.
В свою очередь, Силуанов подчеркнул, что основной задачей является обеспечение высоких – на уровне 5% в год – темпов экономического роста. Это очень амбициозная цель. Но достигать ее следует не за бюджетный счет, а путем привлечения частных инвестиций. На частных инвесторов, как выяснилось, рассчитывает и министр культуры Владимир Мединский. У него своя головная боль – около 140 тыс. памятников культуры и археологии, на спасение и сохранение которых тоже нужны десятки миллиардов рублей. Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов, в числе других министров потревоженный Путиным, обещал сделать профессиональное образование конкурентоспособным, «ориентированным на нужды экономики».
В качестве независимого эксперта на заседании был опрошен председатель ЦБ Сергей Игнатьев. Центробанк, торжественно заверил он присутствовавших, не подведет. Если правительство не откажется от заявленной бюджетной политики, инфляцию удастся постепенно снизить до 4% годовых. А следом за инфляцией вниз пойдут и ставки по банковским кредитам, предсказал Игнатьев.
Многие эксперты внимательно следили за вчерашним заседанием правительства и не скрывали критических замечаний. «Устойчивый пятипроцентный рост – прекрасный вариант для нас. Но об этом приходится только мечтать. Пока мы слышим хорошие слова, но не видим ясных механизмов их реализации», – отмечает директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. «К сожалению, власти находятся в плену самых общих рассуждений об улучшении инвестиционного климата за счет снижения показателей инфляции. Мы часто слышим от чиновников, что стоит нам снизить инфляцию и в стране начнется экономическое оживление. Но ведь это полная ерунда», – говорит Гринберг. По его словам, ситуация в экономике продолжает ухудшаться, и чтобы переломить эту тенденцию, одних слов будет недостаточно.
«Нужно жестко реализовывать приоритеты промышленной политики. Государство должно финансировать инфраструктурные проекты. Если нужно построить мост, то нужно финансировать это строительство, невзирая даже на возможное воровство. Пусть мы переплатим за новый мост, это будет лучше, чем купить на эти деньги американские ценные бумаги», – уверен Руслан Гринберг.
Те, кто сохранил серьезное отношение к словам чиновников, заметили признаки ревизии президентских целевых показателей. «Президент Путин первоначально ставил задачу создать в стране 25 миллионов высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест. А от премьера мы сегодня слышим совершенно иные формулировки. Он говорит просто о необходимости создания до 25 миллионов новых рабочих мест. И это словечко «до» может означать и 15, и 10», – отмечает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
«Мы не первый год слышим, что сырьевая модель себя исчерпала и нам необходима диверсификация экономики. Но какой должна быть новая модель? И за счет чего будет реализована диверсификация? Ответов на эти принципиальные вопросы от правительства мы не слышим», – подчеркивает Николаев.
«Сегодня мало констатации факта экономического торможения. Сегодня нужно объяснить, за счет чего власти собираются обеспечить резкое ускорение экономики. Ведь текущие темпы роста ВВП находятся вблизи 2%, а может быть, и того меньше. А ускориться с нынешнего уровня до 5% в год будет непросто. Тем более что в стране включаются все новые факторы торможения: растет налоговая нагрузка, замедляется спрос, растут неснижаемые расходы бюджета», – указывает Игорь Николаев
.
.
Комментариев нет:
Отправить комментарий